Методологические пояснения

 

Научные исследования и разработки - творческая деятельность, осуществляе­мая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей практического применения этих знаний.

Статистические данные охватывают предприятия и организации, выполнявшие на­учные исследования и разработки, независимо от их принадлежности к той или иной сфере экономики. Организации классифицируются по следующим секторам деятель­ности: государственный, предпринимательский, высшего образования, некоммерческих организаций.

 

Внутренние затраты на исследования и разработки - выраженные в денежной форме фактические затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами отчитывающихся организаций. В составе внутренних затрат выделяются текущие и капитальные затраты. Текущие за­траты охватывают: затраты на оплату труда, отчисления на единый социальный налог, прочие текущие затраты. Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов и пр.

 

Передовые производственные технологии - технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции.

 

Под созданием передовой производственной технологии понимается разра­ботка технической документации, рабочих чертежей, изготовление необходимого обо­рудования, испытание и приемка ее в установленном порядке. Технология считается созданной при успешном завершении испытаний и при наличии положительного реше­ния о приемке.

 

Под использованием передовой производственной технологии понимается ее внедрение в промышленную эксплуатацию, результатом которой является выпуск про­дукции, оказание услуг (получение и обработка информации и прочее). Новыми тех­нологиями в стране или за рубежом являются технологии, не имеющие отечественных или зарубежных аналогов. Принципиально новой является технология, не имеющая отечественных и зарубежных аналогов, созданная впервые, обладающая качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного уровня или пре­восходящими его. Новая технология базируется на крупных пионерных или высокорезультативных изобретениях.

 

Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствован­ные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использован­ные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

 

Инновационная активность организаций характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. Уровень инновационной активности организаций обычно определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в регионе.

 

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в  практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Различают два типа технологических инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации.

 

Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынке сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.

 

Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.

 

Инновационные товары, работы, услуги - товары, работы, услуги, подвергшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям. По уровню новизны выделяются два вида инновационных товаров, работ, услуг - вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию.

 

Затраты на инновации - выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе организации (вида деятельности, области). В составе затрат на инновации учитываются текущие и капительные затраты. Статистика рассматривает затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации.

 

Под информационными и коммуникационными технологиями понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.

 

Глобальная информационная сеть охватывает совокупность электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые могут быть расположены в любых точках земного шара, связанных между собой каналами дальней связи, предоставляемыми телефонными компаниями или другими организациями связи. Глобальная сеть может быть как общедоступной (например, Интернет), так и специализированной (например, корпоративной или ведомственной - Экстранет, Интранет).

 

Интернет - глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.

 

Интранет - распределенная корпоративная вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и предназначенная для обеспечения доступа сотрудников к корпоративным информационным электронным ресурсам.

 

Экстранет - расширение Интранета, содержащее выделенные области, к которым разрешен доступ внешним пользователям. Например, частичное предоставление доступа внешним пользователям к корпоративным данным о движении их заказов или о наличии продукции на складе.

 

Локальная вычислительная сеть соединяет две или более ЭВМ (возможно, разного типа), а также принтеры, сканеры, системы сигнализации (охранной, пожарной) и другое производственное оборудование или периферийные устройства, расположенные в пределах одного или нескольких соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего назначения.

Соединение одной ЭВМ с производственным оборудованием или периферийными устройствами не является локальной или глобальной сетью.

 

Веб-сайт - место в Интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц. В статистическом наблюдении организация (учреждение) считается имеющей веб-сайт при наличии хотя бы одной собственной страницы в сети Интернет, на которой она публикует и регулярно (не реже одного раза в полгода) обновляет информацию о своей деятельности.