Методологические
пояснения
Научные
исследования и разработки - творческая
деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения
суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также
поиска новых областей практического применения этих знаний.
Статистические данные охватывают предприятия и организации, выполнявшие
научные исследования и разработки, независимо от их принадлежности к той или
иной сфере экономики. Организации классифицируются по следующим секторам деятельности:
государственный, предпринимательский, высшего
образования, некоммерческих организаций.
Внутренние затраты
на исследования и разработки - выраженные в
денежной форме фактические затраты на выполнение исследований и разработок
собственными силами отчитывающихся организаций. В составе внутренних затрат
выделяются текущие и капитальные затраты. Текущие затраты охватывают: затраты на оплату труда, отчисления
на единый социальный налог, прочие текущие затраты. Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков,
строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в
состав основных фондов и пр.
Передовые производственные технологии -
технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы,
основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и
используемые при проектировании, производстве или обработке продукции.
Под созданием передовой производственной
технологии понимается разработка технической документации, рабочих
чертежей, изготовление необходимого оборудования, испытание и приемка ее в
установленном порядке. Технология считается созданной при успешном завершении
испытаний и при наличии положительного решения о приемке.
Под использованием передовой производственной технологии понимается ее внедрение в промышленную эксплуатацию,
результатом которой является выпуск продукции, оказание услуг (получение и
обработка информации и прочее). Новыми
технологиями в стране или за рубежом являются технологии, не имеющие
отечественных или зарубежных аналогов. Принципиально новой является технология,
не имеющая отечественных и зарубежных аналогов, созданная впервые, обладающая
качественно новыми характеристиками, отвечающими требованиям современного
уровня или превосходящими его. Новая технология базируется на крупных
пионерных или высокорезультативных изобретениях.
Под инновационной
деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей
(обычно результатов научных исследований и разработок либо иных
научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные
продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные
технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные
в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый
комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих
мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
Инновационная
активность организаций характеризует степень участия организации в
осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в
течение определенного периода времени. Уровень инновационной активности
организаций обычно определяется как отношение числа организаций, осуществлявших
технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных
за определенный период времени организаций в регионе.
Технологические
инновации
представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший
воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги,
внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса
или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация
считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в
производственном процессе. Различают два типа технологических инноваций:
продуктовые инновации и процессные инновации.
Под
маркетинговыми инновациями
подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых
методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов,
использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их
представления и продвижения на рынке сбыта, формирование новых ценовых
стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей
потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава
потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.
Организационные
инновации
- это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или
организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение
эффективности деятельности организации путем снижения административных и
транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников
организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения
производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам
или снижения стоимости поставок.
Инновационные товары,
работы, услуги
- товары, работы, услуги, подвергшиеся в течение последних трех лет разной
степени технологическим изменениям. По уровню новизны выделяются два вида
инновационных товаров, работ, услуг - вновь внедренные (или подвергавшиеся
значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию.
Затраты на инновации - выраженные в
денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов
инновационной деятельности, выполняемой в масштабе организации (вида деятельности,
области). В составе затрат на инновации учитываются текущие и капительные
затраты. Статистика рассматривает затраты на технологические, маркетинговые и
организационные инновации.
Под информационными
и коммуникационными технологиями понимаются технологии, использующие
средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и
представления данных, текстов, образов и звука.
Глобальная
информационная сеть охватывает
совокупность электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые могут быть
расположены в любых точках земного шара, связанных между собой каналами дальней
связи, предоставляемыми телефонными компаниями или другими организациями связи.
Глобальная сеть может быть как общедоступной (например, Интернет), так и
специализированной (например, корпоративной или ведомственной - Экстранет, Интранет).
Интернет
-
глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных
между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.
Интранет - распределенная корпоративная
вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и предназначенная
для обеспечения доступа сотрудников к корпоративным информационным электронным
ресурсам.
Экстранет - расширение Интранета, содержащее выделенные области, к которым разрешен
доступ внешним пользователям. Например, частичное предоставление доступа
внешним пользователям к корпоративным данным о движении их заказов или о наличии
продукции на складе.
Локальная
вычислительная сеть соединяет
две или более ЭВМ (возможно, разного типа), а также принтеры, сканеры, системы
сигнализации (охранной, пожарной) и другое производственное оборудование или
периферийные устройства, расположенные в пределах одного или нескольких
соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего назначения.
Соединение
одной ЭВМ с производственным оборудованием или периферийными устройствами не
является локальной или глобальной сетью.
Веб-сайт - место в Интернете,
которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц. В статистическом наблюдении организация (учреждение)
считается имеющей веб-сайт при наличии хотя бы одной
собственной страницы в сети Интернет, на которой она публикует и регулярно (не
реже одного раза в полгода) обновляет информацию о своей деятельности.